Модернизация системы образования предъявляет особые требования к системе дополнительного образования учащихся. Качество, преемственность, доступность – три составляющие успеха современного развития дополнительного образования. В процессе дополнительного образования учащихся на доминирующее положение выходит качество предлагаемых услуг. В этом процессе особенно важным представляется работа не только с одаренными детьми, но и с детьми определенного социального статуса – это, как принято называть, трудновоспитуемые дети, находящиеся на различных видах учета по правонарушениям. Поэтому особое внимание необходимо в процессе организации педагогической деятельности с такими детьми, уделять внимание, прежде всего, на их поведение, настроение. От того, какие средства и методы используются на первоначальном этапе работы с такими детьми, зависит фундамент состояния будущего такого человека, как гражданина.
Начальный этап - это не только правильно используемое средство, но и, что очень важно, создание комфортного психологического климата для занятий дополнительным образованием. Необходимо добиться такой атмосферы на учебных занятиях, чтобы ребёнок хотел заниматься будь то физические упражнения, вышивка, вышивание или что-то другое.
От момента начала регулярных занятий дополнительным образованием до большого результата педагогу дополнительного образования или тренеру-преподавателю необходимо избежать не только ошибок, возникающих в процессе образовательной деятельности, но и правильно определить направленность, в котором у такого ребёнка есть надежды на совершенствование. Только в этом случае возможен результат.
В процессе развития ребёнка педагогика выделяет три сферы:
- образование (целенаправленное воздействие на ребёнка)
- семью (основной институт социализации личности)
- социум (стихийное влияние «улицы»)
Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнёрства.
Семья представляется для человека психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления духовных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребёнка - главная ошибка семейного воспитания.
Меняется роль и место родителей в образовательном процессе Центра детского творчества, где актуальным становится взаимодействие семьи и учреждения в интересах личности ребёнка.
Образовательным учреждением, реализующим программы дополнительного образования является Центр детского творчества. В Центре детского творчества работают 48 объединений различного профиля: естественно-научное, туристско -краеведческое, техническое, художественное, социально-педагогическое, физкультурно - спортивное. В объединениях занимаются 677 человек. Из них на базе ОУ:
МОУ «Старошайговская СОШ № 2»- 9 кружков;
МОУ «Новотроицкая СОШ» - 3 кружка (дети, стоящие на различных видах учёта – 1 человек, (секция по волейболу, «Техника пешеходного туризма» тренер-преподаватель Драгунов В.Д., );
МОУ «Старотеризморгская СОШ»- 4 кружка;
МОУ «Мельцанская СОШ» - 5 кружков (дети, стоящие на различных видах учёта – 1 человек, кружок «Юный исследователь» педагог дополнительного образования Котельникова С.А.);
МОУ «Старошайговская НОШ № 1»-6 кружков;
МОУ «Богдановская О О Ш»- 2 кружка;
МДОУ «Старошайговский д/сад № 1»- 5 кружков;
МДОУ «Старошайговский д/сад № 2»- 4 кружка;
На базе Центра детского творчества занимаются 177 человек (дети, стоящие на различных видах учёта – 5 человек, учащиеся МОУ «Старошайговская СОШ №2»)
Общий охват детей дополнительным образованием составляет 80,6%.
В течение учебного года педагоги дополнительного образования и тренеры- преподаватели уделяют особое внимание детям из неблагополучных семей, следят за посещаемостью занятий, создают для них комфортную обстановку, развивают способности, демонстрируя результаты их работы.
В течение всего года воспитанники ЦДТ принимают активное участие в районных и республиканских мероприятиях:
- республиканские соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в закрытых помещениях «Восхождение- 2018»- 3 место;
- Республиканские соревнования по спортивному скалолазанию, посвященных «Всемирному Дню туризма» ;
- Чемпионат и Первенство Республики Мордовия по спортивному туризму на лыжных дистанциях ( в рамках проекта «Туриада»);
- турнир «Золотая осень-2018» по мини-футболу среди детских и юношеских команд футбольных школ, СОШ, ДЮСШ (Колодин Н.И.);
- Первенство Республики Мордовия по волейболу среди детско-юношеских спортивных школ 2001-2003 г.р. (Базина Е.В.);
- турнир по мини-футболу среди детских и юношеских команд футбольных школ, СОШ, ДЮСШ, в период осенних школьных каникул, возраста: 2003-2004 г.р., 2005-2006 г.р., 2007-2008 г.р., 2009-2011 г.р. I место, (Ошкин М.В.);
- Всероссийские соревнования по мини-футболу/футзалу среди команд общеобразовательных организаций в 2018-2019 гг. на территории Республики Мордовия (в рамках Общероссийского проекта «Мини-футбол – в школу»), (Колодин Н.И., Ошкин М.В.);
- сдача норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) обучающихся 11-х классов V-VI ступени (Драгунов В.Д., Ошкин М.В., Юдин А.А.)
Известно, что правильно организованный досуг в детстве - залог успеха в будущем. Посещение кружков и секций приучает ребёнка к организованности, умению рационально распределять своё свободное время. Если ребёнку интересно, он чем-то занят, то нет времени на совершение неправильных, необдуманных поступков.
В этом, пожалуй, и заключается важная роль дополнительного образования.
Подготовили: заместитель директора по УВР Кшнякина Н.И.
методист Шишканова Н.В.